АТ-Т

АТ-Т
АТ-Т (изделие «401»; аббр. АТ — артиллерийский тягач, Т — тяжёлый) — тяжёлый артиллерийский гусеничный неплавающий тягач высокой проходимости. Предназначен для буксировки колесных, гусеничных и санных прицепов, транспортировки груза в кузове и вытаскивания застрявших машин. Широко применялся для освоения труднодоступных районов СССР и Антарктиды. Создан с использованием элементов шасси танка Т-54. Серийное производство началось в 1950 году. Элементы кабины использованы от кабины грузового автомобиля ЗИС-150/ЗИЛ-164, которую фактически расширили.

История


В связи с новыми задачами для артиллерийских и ракетных систем в ВС СССР, в послевоенный период, для транспортировки арт и ракетных систем и их боезапаса, в Союзе была утверждена программа по разработке тяжёлого тягача, на основе новейшего танка послевоенного поколения Т-54.

К тяжёлому транспортёру ГАБТУ предъявило следующие требования:

буксировка арт. и ракетных систем и прицепов массой до 25 тонн (203-мм гаубицы Б-4, 130-мм зенитной пушки КС-30, орудий особо большой мощности, ракетные комплексы 8К63) со скоростью до 35 километров в час в любых климатических условиях СССР;
грузоподъемность платформы не менее 5 тонн;
наличие лебедки с тяговым усилием не ниже 25 тонн.
шасси тягача должно иметь возможность монтажа на нём спецоборудования, для различных родов войск, с обеспечением привода его в действие;
использование в гражданских отраслях.
В конце 1947 года на заводе были изготовлены первые опытные образцы «изделия 401». Для их испытания совершен пробег по маршруту Харьков — Москва (Кубинка). Во время пробега транспортёр зарекомендовал себя с хорошей стороны как мощный, выносливый, подвижный, работоспособный, с отличными тяговыми свойствами и удобный в эксплуатации и полевом ремонте. После сравнительных испытаний по комплексу показателей «изделие 401» оказалось самым удачным среди всех моделей тяжёлых артиллерийских тягачей первого послевоенного поколения. Его создатели были отмечены Сталинской премией в 1948 году за создание нового танка.

Описание конструкции



К основным частям тягача относятся: силовая установка, силовая передача, ходовая часть, рама, кузов, кабина, облицовка, электрооборудование, лебедка, тягово-сцепной прибор и пневматическое оборудование.
На тягаче имеются силовое отделение, отделение топливных баков, отделение лебедки, отделение управления и кузов.

Силовое отделение расположено в передней части тягача. В нем размещены: двигатель, главный фрикцион, коробка передач, правый и левый планетарные механизмы поворота, конический редуктор, передний и средний валы привода лебедки, радиатор, бортовой топливный бак, масляный бак, тормозной кран, тормозная камера, компрессор, вентиляторы, реле-регулятор, стартер, воздухоочистители, эжекторы, котел-подогреватель с редуктором, звуковой сигнал и приводы управления. Передняя решетка с жалюзи, капот, боковые кожухи и подкабинные сетки плотно подходят к раме и кабине, образуя облицовку, закрывающую силовое отделение.

Отделение топливных баков находится в средней части рамы, В нем расположены четыре топливных бака. Вдоль правого борта, под баками, проходит задний вал привода лебедки; вдоль левого борта - трубопроводы топливной и пневматической систем.
Отделение лебедки находится в кормовой части рамы. В нем расположены лебедка и два резервуара пневматической системы.

Отделение управления находится в кабине тягача, расположенной над двигателем.
В кабине размещены: сиденья со спинками для механика-водителя (слева) и для трех человек (справа), рычаги управления планетарными механизмами поворота и тормозами, рычаг переключения передач, съемный рычаг управления лебедкой, педаль управления главным фрикционом, педаль ножного тормоза, педаль ножного и рукоятка ручного привода управления топливным насосом, рукоятка управления жалюзи, редукционный кран системы воздушного запуска двигателя, рычаг крышки вентиляционного лючка, баллоны системы воздушного запуска, рукоятка крана перекрытия пневматического привода к тормозам тягача, рукоятка привода топливоподкачивающего насоса, клапан выпуска воздуха из топливной системы, рукоятка топливораспределительного крана, левый и правый пусковые вентили стеклоочистителей, кран отбора воздуха из пневматической системы, правый и левый стеклоочистители, козырек с противосолнечным фильтром, футляр санитарной аптечки, кронштейн и подставка прибора, ящик для мелких вещей, щиток контрольных приборов, щиток электроприборов, а также выключатели, кнопки, сигнальные лампы и др.

На задней стенке с левой стороны кабины расположен фильтр для сообщения топливных баков с атмосферой. В верхней части правого заднего угла кабины установлены два бачка для питьевой воды. Съемное сиденье механика-водителя обеспечивает доступ к указателю уровня топлива, а крышка лючка в полу кабины - к указателю уровня масла и к рукоятке перепускного клапана масла.
Под сиденьями кабины расположены три съемных ящика с частью ЗИП. В кабине имеются таблички с основными указаниями по эксплуатации тягача, а также схема электрооборудования.

Кузов расположен непосредственно за кабиной, над воздухоочистителями, отделением топливных баков и отделением лебедки. Кузов оборудован откидывающимися сиденьями, съемным тентом, плафоном освещения и световой сигнализацией из кузова в кабину. Тент может быть снят с дуг, скатан и укреплен ремнями на дугах, установленных в гнезда на ящиках для аккумуляторных батарей. В передних углах кузова расположены ящики для аккумуляторных батарей, а над ними передние габаритные фонари и ящики для укладки части ЗИП с гнездами под дуги тента.

Рама тягача через балансиры, торсионы и десять обрезинен-ных сдвоенных опорных катков (по пяти на каждом борту) опирается на две гусеницы.

В передней части тягача по обоим бортам расположены бортовые передачи и ведущие колеса. На бортах рамы у ведущих колес на кронштейнах закреплены очистители ведущих колес от снега и грязи. В кормовой части тягача по бортам расположены направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц. В передней и задней частях надгусеничных полок расположены откидные легкосъемные грязевые щитки. На надгусеничных полках в передней части располагаются ящики с частью ЗИП.

На правой полке сбоку расположена крышка отверстия для установки съемной рукоятки ручного привода редуктора подогревателя двигателя. По бокам передней решетки расположены фары с защитными дугами. Впереди кабины с левой стороны на поворотном кронштейне имеется фара-искатель, а на кронштейне верхней петли левой двери крепится зеркало заднего вида.

На передних подкабинных стойках слева расположена горловина бортового топливного бака, а справа - масляного бака.
Две заправочные горловины передних и задних топливных баков расположены у правого борта кузова. Сзади рамы тягача расположены: тягово-сцепной прибор, выдающее устройство с концом троса лебедки, габаритные фонари и .фонари сигнала "Стоп", соединительная головка с разобщительным краном для присоединения воздухопровода тормозной системы прицепа и др. Впереди и сзади рамы тягача имеются по два крюка для буксировки и подъема тягача.

Для удобства обслуживания все трубопроводы тягача окрашены в разные цвета: топливные-в желтый, масляные- в коричневый, системы охлаждения и подогрева - в зеленый, воздушные - в голубой. Головки смазочных пробок окрашены в красный цвет.

Тактико технические характеристики АТ-Т:


Число мест в кабине 4
Число мест в кузове 16
Масса прицепа, кг 25 000
Двигатель А-401 (типа В-2) 415 лс. 1850 об/м
Колея, мм 2640
Среднее удельное давление на грунт с грузом, кг/см² 0,652
Ширина траков гусеницы, мм 500
Запас хода по шоссе с прицепом, км 1100
Глубина преодолеваемого брода, м 1,1
Ширина преодолеваемого рва, м 1,8
Скороть АТТ по шоссе 35,5 км/ч
Пятиступенчатая коробка передач
Топливный насос НК-10 210 кг/см
Расход топлива на 100км 140л, масла 4л

Изделия на базе АТ-Т



На базе АТ-Т выпускались различные инженерные машины: путепрокладчики — БАТ, БАТ-М (отвал, кран-балка), землеройные машины — БТМ, МДК-2. Также на его базе выпускался всемирно известный антарктический тягач «Харьковчанка».

изделие 402 — спецтягач
тягач РВСН раксистемы 8К63
установщик РВСН раксистемы 8К63
изделие 405 — БАТ
изделие 405 У — БАТ-1
изделие 405 МУ — БАТ-1М
изделие 404 — АТ-ТА
изделие 404 С — «Харьковчанка»
изделие 409 — БТМ
изделие 426 У — радиолокационная станция «Круг».
АТ-ТАТ-Т