» » МТ-ЛБу - многоцелевой транспортёр-тягач

МТ-ЛБу - многоцелевой транспортёр-тягач

МТ-ЛБу - многоцелевой транспортёр-тягачМТ-ЛБу (Объект 10) — советское плавающие лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом. Разработанное в конце 1960-х годов.

Демилитаризированный МТ-ЛБу предназначен для установки различного оборудования (мастерских, лабораторий, грузопассажирских перевозок), других применений в геологической, нефтегазопромысловой отраслях и для передвижения в условиях бездорожья.

В настоящее время МТ-ЛБу изготавливается на ОАО «Муромтепловоз». Стоимость шасси МТ-ЛБу, прошедшего капитальный ремонт составляет 4,5 млн. руб., а изготовленного вновь — 5,8 млн. руб.

История



В 1967 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №609-201 Харьковский тракторный завод был назначен главным разработчиком 122-мм САУ.
Первичным вариантом было предложено установка гаубицы Д-32 на платформу МТ-ЛБ. В ходе испытаний выяснилось что гусеничное шасси на 6 опорных катках не выдерживает нагрузки. В связи с этим в конструкцию шасси был добавлен 7-й опорный каток. Модифицированный образец шасси с удлинённым корпусом получил название МТ-ЛБуш («изделие 26»). Он стал платформой для 122-мм САУ, который в свою очередь получил название 2С1 «Гвоздика».
Новая САУ была разработана в короткие сроки. К августу 1969 года 4 единицы поступили на государственные испытания.
В тот же период велась активная разработка комплексов средств автоматизации управления огнём артиллерии (КСУАО) и зенитно-ракетных комплексов ПВО, что потребовало создания гусеничных и колёсных шасси с высокой проходимостью. По плану поставленному перед оборонной промышленностью на первую половину 70-х годов началась разработка «изделия 10» - унифицированного гусеничного шасси повышенной грузоподъёмности.
Разработка была поручена конструкторскому бюро Харьковского тракторного завода. За основу нового изделия был взят МТ-ЛБ, который выпускался этим заводом и эксплуатировался в войсках с 1964 года.
Для размещения большого количества аппаратуры требовалось увеличение внутреннего объёма и грузоподъёмности машины, что в свою очередь требовало увеличение мощности двигателя.

Кардинальными изменениями от МТ-ЛБ в конструкции новой машины, получившей наименование МТ-ЛБу стало следующее:

Изменение корпуса машины
удлинение корпуса на 810 мм за счёт добавления 7-го опорного катка;
увеличение высоты машины на 200 мм, что позволило увеличить внутренний объём и переместить отсек управления сверху над трансмиссионным отделением. Если в МТ-ЛБ отсек управления находится в передней части машины через перегородку после трансмиссионного отсека, доступ к которому осуществлялся через капот снаружи машины, то на МТ-ЛБу механик водитель находится прямо над трансмиссионным отсеком, доступ к которому осуществляется через люки в полу;
поскольку по обоим бортам в кормовой отделении требовались места для размещения аппаратуры, вместо двух задних дверей открывающихся аналогично дверям на БМП-1, была установлена одна дверь по середине;
убрана пулемётная башня.
установка более мощного двигателя ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. (против 240 л.с. на МТ-ЛБ);
установка опускающихся гидродинамических щитков спереди и решёток сзади, улучающих управление машиной при движение на плаву;
установка вспомогательной силовой установки (с 1985 года), обеспечивавшей электропитание аппаратуры без включения ходового двигателя.

Описание конструкции



Лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом МТ-ЛБу предназначено для монтажа на нём различных объектов военной техники. В передней части корпуса находятся трансмиссионный отсек и отделение управления, за ними - у левого борта средней части корпуса - установлен двигатель, далее - кормовое отделение. Корпус МТ-ЛБу - цельносварной, коробчатой формы, изготовлен из броневой стали. Внутри разделён перегородками, панелями и поликами на функциональные отделения. Герметизирован, водонепроницаем. Обладает водоизмещением, позволяющим машине с номинальным грузом преодолевать водные преграды на плаву.

В трансмиссионном отсеке установлены механизмы силовой передачи, пневмосистемы, часть электрооборудования. Трансмиссия шасси состоит из главной передачи, промежуточного редуктора, центрального карданного вала, карданных валов, бортовых передач, тормозов и управления механизмами поворота. Над трансмиссионным отсеком расположено отделение управления, отделённое от него съёмными поликами. Здесь в два рядя установлены четыре мягких сиденья. Переднее левое предназначено для механика-водителя. Оно регулируется по расстоянию от передней стенки, по высоте, наклону спинки в зависимости от роста и «габаритов» механика-водителя.

Перед сиденьем механика-водителя находятся рычаги управления и переключения передач, а также педали сцепления, тормоза, подачи топлива, рукоятка управления ручной подачей топлива, щиток отопителя. На передней стенке размещены щиток приборов, вентилятор обдува, рукоятка управления фарой-прожектором и её выключатель. Наблюдение за дорогой и местностью ведётся через лобовые стекла, снабжённые стеклоочистителями, через шесть смотровых приборов. Лобовые стекла могут закрываться снаружи защитными крышками. На левом борту отделения установлены фильтро-вентиляционная установка, реле-регулятор, фильтр радиопомех, щиток нагнетателя, левый щиток приборов, блок питания прибора ТВН-2Б, аппарат А-4 переговорного устройства, выключатель батарей, редуктор привода к датчику пути навигационной аппаратуры, корпус прибора ТНПО-170А.

Двигательный отсек ограждён изоляционными панелями. Здесь находится силовая установка: двигатель с системами охлаждения, подогрева и смазки, а также топливной и воздушной. Дизельный двигатель ЯМЗ-2Э8Н - многотопливный, 8-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, с газотурбинным наддувом. Номинальная его мощность - 300 л.с. при 2100 об/мин. В кормовой части корпуса машины, предназначенной для монтажа объектов техники и перевозки грузов, размещены отопитель (по правому борту) и топливные баки (по два на правом и левом бортах).

В ходовой части применена торсионная подвеска. С каждого борта расположено по семь обрезиненных пустотелых опорных катков из алюминиевого сплава. На передних и задних узлах подвески установлены телескопические гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Гусеница - стальная, мелкозвенчатая. Ширина гусеничных траков - 350 мм. На обледенелых дорогах, особенно на скользких подъёмах и спусках, к тракам гусениц могут крепиться добавочные грунтозацепы, имеющиеся в комплекте ЗИП. При движении по шоссе машина развивает скорость до 60 км/ч, при движении на плаву - 6 км/ч Запас хода по топливу - 500 км. Максимальный угол подъёма составляет 35°, а крена - 25°. Движение на плаву обеспечивается перемоткой гусениц. Для повышения их эффективности в передней части подкрылков устанавливаются гидродинамические щитки, а сзади опускаются кормовые решётки.

Электрооборудование изделия составляют: две аккумуляторные батареи, генератор, реле-регулятор, стартер, электродвигатели подогреватели, нагнетатели ФВУ, вентилятора обдува водителя и стеклоочистителей, свечи накаливания подогревателя и отопителя.
Аккумуляторные батареи – две стартерные кислотные (6СТ-190ТР), соединение батарей последовательное. Генераторная установка – Г290В-0.
Водооткачивающий насос – вихревой, двухсекционный. Подача одной секции насоса при противодавлении не более 0,1МПа (1кгс/см2) не менее 450 л/мин. Отопитель – ОВ-65.

Тактико технические характеристики МТ-ЛБу



Масса в рабочем состоянии – 11500-11800 кг
Масса монтируемых на изделии объектов – не более 4000 кг
Габаритные размеры:
~ длина – 7210 мм
~ ширина – 2850 мм
~ высота (по корпусу) – 2035 мм
Дорожный просвет (клиренс –)400 мм
Колея – 2500 мм
База – 4445 мм
Среднее удельное давление на грунт – 0,5 кгс/см2
Двигатель – ЯМЗ-238Н,
Номинальная мощность – 220 (300) кВт (л. с.)
Топливные баки – четыре (заправочный объем 550 л)
Максимальная скорость движения на сухой грунтовой дороге – не менее 60 км/ч
Средняя скорость при дви¬жении по грунтовой дороге – 26-32 км/ч
Средний расход топлива на 100 км пути – 100-120 л
Запас хода по топливу – не менее 500 км
Максимальный угол подъема – 350
Максимальный угол крена – 250
Скорость движения на плаву – 4-5 км/ч
Угол входа в воду – не более 200
Угол выхода из воды – не более 150

Модификации и машины на базе



МТ-ЛБу-М — в 2003 году на Мотовилихинском заводе был создан модифицированный вариант МТ-ЛБу-М. Вездеход МТ-ЛБу-М представляет собой модернизацию шасси МТ-ЛБу, в котором произведены следующие изменения:
увеличение высоты корпуса в водительском и рабочем отделениях с сохранением габаритов моторного отделения
установка застеклённых боковых дверей в водительском отделении
изменение лобового листа с установкой на нём увеличенных лобовых стёкол
установка стёкол на боковых стенках рабочего отделения
установка эффективных стеклоочистителей на лобовых стёклах
установка дополнительных поворотных осветительных фар с задней части изделия
установка сигнальных поворотных фонарей, повторителей поворотов, проблескового маячка, дополнительных осветительных плафонов в водительском и рабочем отделениях изделия
установка дополнительного электрообогревателя в водительском отделении
установка в крыше рабочего отделения увеличенного люка с крышкой для монтажа оборудования в рабочем отделении
установка аварийных люков в крыше водительского и рабочего отделений
установка деревянного пола в рабочем отделении
установка на стенки водительского и рабочего отделений обивки, состоящей из пенополиуритана, древесноволокнистой плиты и оклейка кожей, для обеспечения звуко- и теплоизоляции и улучшения внешнего вида внутри изделия
МТ-ЛБу - многоцелевой транспортёр-тягач

Транспортная машина переднего края ТМПК "МУЛ" на базе МТ-ЛБу


Предназначена для доставки боеприпасов, ГСМ и других материально-технических средств на позиции войск первого эшелона, действий в районах (зонах), требующих повышенной защиты перевозимых грузов и личного состава. Варианты применения машины:
- транспортная;
- транспортно-эвакуационная медицинская;
- транспортно-заряжающая для САУ;
- топливозаправщик.

Тактико-технические данные ТМПК "МУЛ"

База…………………………………………………………………………...МТ-ЛБу
Масса, т: машины…………………………………………………………..11,3
перевозимого груза………………………………………......………………4
Экипаж, чел………………………………………………………….………………2
Площадь грузовой платформы, м2…………………………………..6,5
Объем заброневого пространства грузового отсека, м2...8
Запас хода по топливу, км………………………………………………500
Бронирование……………………………………………...противопульное
Вооружение………………………………………………...7,62-мм пулемет

Фото МТ-ЛБу



МТ-ЛБу - многоцелевой транспортёр-тягачМТ-ЛБу - многоцелевой транспортёр-тягачМТ-ЛБу - многоцелевой транспортёр-тягач