» » МАЗ-538 - колесный тягач

МАЗ-538 - колесный тягач

МАЗ-538 - колесный тягач
Колесный тягач МАЗ-538 представляет собой двухосный колесный тягач со всеми ведущими колесами и предназначен для использования в качестве базы под различные виды навесного оборудования с пассивными рабочими органами (БКТ, ПКТ).

История



В июле 1954 года приказом директора МАЗа во исполнение постановления Совета министров СССР было образовано специальное конструкторское бюро (СКБ-1) во главе с Б. Л. Шапошником. Основной задачей коллектива стала разработка многоосных полноприводных тяжеловозов двойного назначения. Именно эта дата является отправной точкой в истории МЗКТ, хотя собственное секретное спецпроизводство у СКБ появилось лишь в 1959 году.

Первым проектом, созданным в 1955 году, стал колесный тягач МАЗ-528. Эта машина, внешне напоминающая больше трактор, чем автомобиль, стала прообразом серийного инженерного колесного тягача МАЗ-538 с колесной формулой 4х4, которому была суждена долгая жизнь и сравнительно большое распространение в Советской Армии.

По заданию Инженерного управления Министерства обороны СССР он был разработан в КБ инженерных тягачей СКБ-1 под руководством В. Е. Чвялева и предназначался для агрегатирования с различными сменными навесными рабочими органами и буксировки прицепных систем. В 1963 году близ белорусского города Гродно под руководством специалистов 15 ЦНИИ Минобороны первые две машины с простым бульдозерным оснащением практически безукоризненно прошли цикл государственных испытаний и получили рекомендацию для постановки на серийное производство и принятия на вооружение. В том же году всю документацию на МАЗ-538 передали в Курган.

В 1964-м автомобиль был принят на вооружение под обозначением ИКТ-С – средний инженерный колесный тягач, и одновременно на КЗКТ начали осваивать его промышленное изготовление. Первые курганские машины ничем не отличались от минских прототипов и тоже носили маркировку МАЗ-538. Со временем они послужили базой целой серии самоходных инженерных землеройных и дорожно-строительных машин – бульдозера, путепрокладчика и траншеекопателя.

Описание конструкции



В передней части клепано-сварной лонжеронной рамы тягача МАЗ-538 были установлены четырехтактный дизельный двигатель Д12А-375 V12 танкового типа, отрегулированный на мощность 375 л.с., и гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, планетарной 3-ступенчатой коробкой передач и раздаточной коробкой с механизмом отключения переднего управляемого моста.

Через дополнительный редуктор крутящий момент подавался на два гидронасоса, приводившие гидроусилители дублированного рулевого управления и до четырех групп исполнительных механизмов навесного оснащения. Привод лебедки осуществлялся от коробки отбора мощности. В трансмиссии также имелось реверсивное устройство, позволявшее перемещаться с одинаковыми тяговыми усилиями и скоростями в переднем и заднем направлениях без разворота. Обычно управление тягачом при движении вперед или назад и рабочим оборудованием заднего расположения осуществлял один водитель-механик. В его распоряжении были два регулируемых сиденья, расположенных рядом друг с другом, но обращенных в разные стороны, а также переставное рулевое колесо, две панели приборов и двухсторонние органы управления, размещавшиеся в передней и задней частях 2-дверной цельнометаллической кабины с круговым обзором.

Она оснащалась неоткидными двухсекционными лобовым и задним окнами со стеклоочистителями, электрическим обогревом и солнцезащитными козырьками, дверные стекла сделали откидными. В ее комплект входили отопитель от системы охлаждения двигателя и чехлы для неиспользуемых органов управления, а в специальном герметизированном исполнении – фильтровентиляционная установка, создававшая избыточное внутреннее давление. Еще одной оригинальной конструктивной особенностью являлась передняя балансирная подвеска на поперечных рычагах с гидропневматическими упругими элементами, но задние колеса крепились на раме жестко. Тормозная система была двухконтурной пневмогидравлической, все колеса оборудовали планетарными редукторами.

В комплектацию тягача входили экранированное 24-вольтное электрооборудование, два топливных бака вместимостью по 240 л, передние и задние сцепные приспособления и четыре штатных прожектора на кабине (по два в каждую сторону). Колесная база МАЗ-538 составляла 3000 мм, колея – 2520 мм, габаритные размеры – 5870x3120x3100 мм, дорожный просвет – 480 мм. Снаряженная масса – 16,5 т, полная с оборудованием – до 19,5 т. На шоссе автомобиль достигал скорости 45 км/ч, мог преодолевать подъемы крутизной до 30?, боковой крен в 25? и броды глубиной 1,2 м. Средний расход топлива находился на уровне 100 л на 100 км, запас хода в разных условиях и при выполнении различных операций находился в пределах 500 – 800 км.

Тактико технические характеристики МАЗ 538



- полная масса - 16500 кг;
- число мест в кабине – 2;
- максимальная скорость - 45 км/ч;
- двигатель - Д-12А-375А;
- мощность двигателя при 1650об/мин - 375 л.с;
- длина - 5870 мм;
- ширина - 3120 мм;
- высота по кабине - 3100 мм;
- база - 3000 мм;
- колея - 2520 мм;
- дорожный просвет - 480 мм;
- расход топлива на шоссе на 100км - 100 л;
- запас топлива - 2х420 л;
- преодолеваемый подъем - 30 град;
- глубина преодолеваемого брода - 1,2 м;
- максимальный угол крена - 18 град.

МАЗ-538 - колесный тягач