» » » БМР-3М «Вепрь» - Бронированная машина разминирования

БМР-3М «Вепрь» - Бронированная машина разминирования

БМР-3М «Вепрь» - Бронированная машина разминирования
БРМ-3М предназначена для разведки, преодоления и разминирования минных полей, путей движения войсковых колонн, создания проходов в минных полях при огневом противодействии противника. «Вепрь» обладает повышенной стойкостью к близким подрывам. Его технические возможности позволяют тралить мины, установленные в снегу или грунте, обезвреживать мины, лежащие на поверхности, а также снабженные радиовзрывателями.

Эта машина создает проходы в минных полях для колесных и гусеничных машин, ширина колес (гусениц) и межколесное (межгусеничное) расстояние которых примерно соответствует танковому. Если проход создается в поле с противогусеничными минами с нажимным взрывателем, то в результате работы БМР-3М получается парная колея шириной 870 мм каждая (непротраленная полоса между ними — 1620 мм). Противоднищевые мины с контактными взрывателями уничтожаются сплошной полосой, ширина которой составляет 3200 мм, а если стоят магнитные взрыватели — 6000-7000 мм.

История



Уральское КБ к тому моменту уже имело опыт и наработки по машинам, предназначенным для борьбы с минами. До того как заняться модернизацией БМР-3, ими были выполнены ОКР «Лира» и «Гобой». Последняя машина, конечно, мало напоминала классический тральщик - в ходе экспериментов опробовались разные принципы разминирования: катками, шнурами. Наконец, был выбран вариант с упреждающим взрывом. Машина выбрасывала впереди себя облако аэрозоля, а в него вбрасывался снаряд. Когда все это взрывалось, взрывались и мины. Нечто подобное, мы наблюдаем сейчас при работе ТОС «Буратино».

Опытный экземпляр машины получил обозначение «объект 190», а вскоре и войсковое обозначение – УР-88. Как вспоминают ветераны, участвовавшие в его испытаниях, действие его было страшным – сметалось все и на земле и под землей… В связи с этим да же байка родилась: якобы главный конструктор (Венедиктов, Поткин?) слёзно просил генсека Горбачева о срочном запуске этой машины в серию: «Давайте сделаем хотя бы с десяток таких машин, и я ими весь Афганистан Вам выжгу!» Но «гуманизьм» возобладал… «Гобой» конечно был намного сложнее «Корта-Б», конструктора, сотворившие такого «монстра» без особых хлопот и в короткие сроки были способны модернизировать БМР-3. «Модернизированная» машина получила обозначение «объект 197» или «БМР-3М».

От первоначальной конструкции БМР-3 практически ничего родного не осталось – только общая внешняя похожесть. Конструкция бронекорпуса при сохранении общей схемы была серьёзно переработана, особое внимание было уделено ПМЗ днища. Анализируя ПМЗ БМР-3 и предложения по ее улучшению, предложенные в последующем СКБ-200 «Станкомаша», конструкторы из Нижнего Тагила нашли, что недостатком конструкции днища является то, что соединение продольных и поперечных балок между собой, с листами-экранами и фальшднищем выполнено посредством сварки и таким образом ячеистое днище, призванное поглощать энергию взрывной волны не является равнопрочным, не обладает требуемой жесткостью и стойкостью к воздействию фугасных и кумулятивных мин. Что собственно подтверждалось несколькими годами ранее на ГИ БМР-3.

Согласно отчёту в/ч 68054 (38НИИ, Кубинка) по испытанию изделия БМР-3, при взрыве мины фугасного действия ударная волна из-за неравнопрочной конструкции днища вначале разрушает сварные швы, как наиболее слабый элемент, затем деформирует последовательно наружное фальшднище и днище корпуса. При этом из-за недостаточной жесткости величина динамического прогиба днища корпуса превышает расстояние до полика, что ведёт к соударению днища корпуса с поликом и нарушению работоспособности экипажа и внутреннего оборудования, расположенных на полике. При взрыве мины кумулятивного действия образовавшаяся кумулятивная струя проходит через наружное фальшднище, днище корпуса, воздушный зазор между днищем корпуса и поликом, полик и выводит из строя экипаж и внутреннее оборудование. Композитная вставка, предложенная СКБ-200 и предназначенная для поглощения энергии ударного воздействия, не способствовала разрыву и размыванию кумулятивной струи и таким образом не оказывала на бронепробивное действие струи сколько-нибудь значительного влияния. На практике, как мы помним, такая вставка, да и вообще какое-либо наполнение на БМР-3 отсутствовало вовсе.

Целью УКБТМовцев было сделать так, что бы многослойное днище стало равнопрочным, обеспечивающим работоспособность экипажа и внутреннего оборудования при подрыве фугасных и кумулятивных мин. Для ее достижения были придуманы «работающие» соединения. Наружные продольные и поперечные ребра соединены между собой в «гребенку», а с наружным фальшднищем - посредством имеющихся на торцах ребер выступов, входящих в пазы наружного фальшднища. Кроме того, днище корпуса и наружное фальшднище соединены между собой стяжками таврового сечения, проходящими через отверстия наружного фальшднища и днища корпуса, при этом в вертикальных стенках стяжек выполнены клинообразные пазы, в которые с внутренней стороны днища корпуса установлены стягивающие клинья, а к ребрам, приваренным к внутренней стороне днища корпуса, закреплены броневые листы внутреннего фальшднища. В воздушном зазоре между внутренним фальшднищем и днищем корпуса был размещён наполнитель, сочетающий свойства противорадиационного и противокумулятивного материала. Для увеличения жёсткости днища над торсионами подвесок приварены поперечные ограждения коробчатой формы. Для исключения соударения внутреннего фальшднища о полик с размещённым на нем оборудованием, полик установлен на расстоянии, превышающем величину динамического днища. Полученная конструкция в итоге прошла успешную проверку реальными подрывами на полигоне. Поставленная цель была достигнута.

На БМР-3М был размещён комплекс навесной динамической защиты «Контакт». Это решение было весьма логичным, так как, скажем, в отличие от БРЭМа, находящегося в замыкании при передвижении колонн, тральщик идёт в колонне первым и собирает на себя не только мины, но и является первой мишенью для различных ручных кумулятивных ПТС.

Описание конструкции



БМР-ЗМ «Вепрь» спроектирована с использованием шасси Т-90, бронирование которого значительно усилено. На нем смонтированы рубка экипажа, грузовая платформа для размещения тралов грузоподъемностью до 5 т, специальный подъемник, системы дистанционного управления оборудованием для траления и зенитным пулеметом. Сварная рубка имеет командирскую башенку с люками, оснащенную смотровыми приборами, на которой смонтирована ЗПУ. Секции трала каткового типа размещаются на грузовой платформе позади рубки. Рубка и передняя часть корпуса дополнительно прикрыты комплексом динамической защиты «Контакт-V», предназначенным в первую очередь для защиты БМР от противотанкового оружия. Бронирование днища также усилено с ячеистого на равнопрочное. Для маскировки на БМР размещена система дымопуска. В боевом отделении кроме членов экипажа могут размещаться еще три сапера, задача которых — полная зачистка местности и сооружений. Основные узлы и агрегаты аналогичны тем, что устанавливаются на танк Т-90. Кроме этого, машина имеет систему, позволяющую преодолевать водные преграды по дну. В ее состав входят труба для подачи воздуха, аварийные изолирующие противогазы и навигационная аппаратура для подводного вождения.

В целях обеспечения внутренней и внешней связи на БМР-3М имеется радиостанция Р-123М, а также танковое переговорное устройство ТПУ. Для наблюдения за радио- и химической обстановкой установлены рентгенометр-радиометр и химический анализатор ГО-27. При работе ночью экипаж может использовать два встроенных прибора ночного видения без внешней подсветки 1ПН63М.

Разминирование осуществляется комплексами тралящего оборудования различной конструкции. Основным элементом является КМТ-7, который крепится впереди машины на специальной сцепке и состоит из двух ножевых и двух катковых секций. Сюда же входит электромагнитная танковая приставка для траления мин с неконтактными взрывателями, многодиапазонный передатчик радиопомех РП-377 ИВ, который предотвращает срабатывание мин с радиовзрывателями, и устройство для траления противоднищевых мин.

В походном положении элементы катков загружены на платформу (за рубкой). В боевое положение они переводятся штатной крановой стрелой (экипажем) грузоподъемностью до 2500 кг. Автокран не нужен. Для навески (демонтажа) трала требуется не более 3 ч. Для саперного десанта в комплект «Вепря» входит два комплекта миноискателей, два индивидуальных защитных комплекта сапера «Дублон», комплект разминирования, носимые передатчики помех в электромагнитном диапазоне, индивидуальные средства связи и т. п. Использование агрегатов и систем танка Т-90 в конструкции БМР-ЗМ изначально решает проблемы обеспечения данного образца военной техники запасными частями и дает основание говорить о высокой надежности машины.

ЗПУ закрытого типа с электромеханическим управлением используется для отражения нападения с воздуха, обороны десанта и защиты машины. Пулемет также применяют для расстрела неразорвавшихся мин. В задней стенке надстройки и по ее бортам находятся три бойницы для ведения десантом огня из табельного оружия.

Экипаж кроме смонтированных на машине ЗПУ и гранатометов дымопуска имеет возимый комплект. В его состав входят ручной гранатомет РПГ-7Д с шестью выстрелами, две ЗР «Игла», гранаты «Ф-1» (10 шт.), автомат АКС-74. Экипаж вооружен пистолетами, а саперы — штатным оружием. В настоящее время в войска поступает новейшая версия машины БМР-3МА («объект 197А»), унифицированная по шасси и силовой установке с танком Т-90А. Машина оснащается тралом новой конструкции (сплошного траления) «Тротуар».

Для обеспечения хороших условий обитаемости машина БМР-3М имеет фильтровентиляционную установку для работы на заражённой местности, а также кондиционер, который даёт возможность нормальной работы экипажа при температуре окружающего воздуха до +65° С. Дополнительно в боевом отделении имеются биотуалет и подогреватель пищи. В совокупности всё оборудование БМР-3М способно обеспечить до трёх суток автономного пребывания экипажа в машине.

«Вепрь» выгодно отличается от своего предшественника БМР-3 «Корт-Б» повышенным комфортом и эргономичностью рабочих мест экипажа. Вентиляция позволяет успешно выполнять боевые задачи даже в очаге применения ОМП или при сильной запыленности/задымленности в зоне разминирования без противогазов. Система климат-контроля создает комфортную температуру в боевом отсеке при наружных температурах от -40 до +64 °C. Имеются запасы пищи, воды, биотуалет, подогреватель пищи и водонагреватель. Автономность экипажа «Вепря» составляет трое суток.

Тактико технические характеристики БМР-3М



Боевая масса, т 48
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 3
Длина корпуса, мм - 6920
Ширина корпуса, мм - 3780
Высота, мм - 2930
Тип брони - стальная
Днище, мм - эквивалент 300
Тип двигателя - В-92С2
Мощность двигателя, л. с. 1000
Скорость по шоссе, км/ч 50
Тип подвески - индивидуальная торсионная
Преодолеваемый брод, м 8 с ОПВТ

Фото БМР-3М «Вепрь»



БМР-3М «Вепрь» - Бронированная машина разминированияБМР-3М «Вепрь» - Бронированная машина разминированияБМР-3М «Вепрь» - Бронированная машина разминированияБМР-3М «Вепрь» - Бронированная машина разминирования