» » » БМР-3 «Корт-Б» - Бронированная машина разминирования

БМР-3 «Корт-Б» - Бронированная машина разминирования

БМР-3 «Корт-Б» - Бронированная машина разминирования
БМР-3 «Корт-Б» — российская бронированная машина разминирования. Разработана 103-им бронетанковым ремонтным заводом на базе ОБТ Т-72А.

Бронированная машина разграждения БМР-3 предназначена для проделывания проходов в минных полях для танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров и иных машин, имеющих ширину гусениц (колес) и межгусеничное (межколесное) расстояние примерно равное танковому. В минных полях, состоящих из противогусеничных мин нажимного действия машина проделывает колейный проход. Ширина каждой колеи 80-87 см., ширина межколейной непротраливаемой полосы 162 см. В минных полях, состоящих из противоднищевых мин с контактными взрывателями, машина проделывает сплошной проход шириной 3,2 метра, в полях, состоящих из противоднищевых мин с магнитными взрывателями сплошной проход шириной 6-7 метров.

История



Для более серьезного трального оборудования требовалась соответствующая платформа. Лучше Т-72-го на эту роль ничего и нельзя было придумать! В рамках темы «Корт-Б» началось создание новой более мощной машины, получившей наименование БМР-3. Ее разработкой в основном занимались две организации – СКБ-200 челябинского завода «Станкомаш», специализирующееся и по ныне на минно-тральном оборудовании для Сухопутных войск и 482-й конструкторско-технологический центр в Киеве – организация подведомственная непосредственно Министерству обороны и специализирующаяся на разработке машин и технологий их производства путем конверсии устаревающих образцов. Научно-методическое, так сказать, обеспечение работ выполняли от ГАБТУ – 38НИИ МО СССР (не без известная Кубинка), от «инженерщиков» – 15ЦНИИИ МО СССР. Основным производителем БМР-3 был определен 17-й БТРЗ МО СССР во Львове. Сейчас некоторые "эксперты-историки" пытаются приписать создание БМР-3 исключительно 38НИИ – это абсолютно не верно – либо откровенно лгут, либо лукавят. Не станем углубляться в их мотивацию…

Как бы то ни было, техдокументация была выпущена, и да же был сделан опытный образец, когда Советский Союз приказал долго жить… Радужного в те годы и так было мало, а вот в отношении БМР-3 совсем «сгустились тучи». Афганская война закончилась. Основные заинтересованные в машине фигуранты дела остались в России, а вот вся документация и производство – в Украине, которой собственно эта машина совсем не была нужна, но делиться совместно наработанным украинская сторона была не намерена, во всяком случае за просто так. Российские же заказывающие управления повторно оплачивать выполненные работы Украине естественно не желали, а потому была проведена, скажем так, «спецоперация» с детективным и почти криминальным уклоном, в результате чего вся конструкторская документация на БМР-3, а за одно и опытный образец машины, каким-то «чудом» оказались в районе далекой-предалекой российской Читы – на атамановском танко-ремонтном заводе.

Атамановка в ту пору специализировалась на ремонтах Т-72, но делала это так преотвратно, что поминалась зампотехами всех рангов исключительно отборным матом. В прочем, ситуация и по сию пору там мало изменилась. И вот свалился на них такой подарочек с Украины…
Собственно БМР-3 в виде «подарка» был не одинок, до кучи наши хваткие товарищи увели у украинцев еще и БТС-5. С БТС-5 – это конечно отдельная история, «атамановцы» получить то его получили, но делать так и не стали – при сокращающейся армии России хватало производства оригинальных БРЭМов на УВЗ, эрзац был не нужен. А вот БМР – это был продукт достаточно оригинальный. Необходимо было срочно освоить его в производстве и отправить образец на государственные испытания. При разборе полученной КД выяснилось, что при всех стараниях она была-таки некомплектна. Недостающие чертежи стали снимать прямо по месту с полученного образца – особо не мудрствовали – рисовали прямо один к одному. Вспоминает работник 103-го БТРЗ Косенков Александр Николаевич: «Документация была получена не в полном объеме или была недоработана, поэтому очень много узлов и агрегатов монтировалось по месту. В частности я занимался монтажом тяг и трубопроводов, по месту из проволоки делал шаблон, затем изготовляли деталь, подгоняли на месте, а затем делали чертеж детали. Внутри корпуса было сделано второе днище, к которому крепились агрегаты, планировалось даже заполнить пространство между днищами жидкостью, но до этого дело не дошло…». Проявили инициативу – не без этого – закрытую пулеметную установку от Т-64, которая была на «украинском» образце к чертям выкинули, и поставили более простую и привычную ЗУ от «семдесятдвойки». В 1993 году, таким образом, были изготовлены две машины, которые были отправлены для испытаний на Кубинку.

В Кубинке машины были превращены в металлом, по ним стреляли и подрывали на минах. И сделали вывод... - машина непригодна к боевому использованию! Однако, еще до завершения испытаний, БМР-3 была включена в ГОЗ на 1994 год. Механизм производства был уже запущен и фактически негодная машина, путь и в единичных экземплярах, но стала производиться. Всего было изготовлено 15 машин, из них одна в Украине, остальные в Атамановке.

Описание конструкции



Базовое шасси – танк Т-72 без башни и вооружения. Общая масса машины – 43 т. Двигатель М-84МС 4-тактный V-образный дизель жидкостного охлаждения мощностью 618 кВт (840 л.с.) с удельным расходом топлива 247 гр/кВт час. Запас хода по топливу с дополнительными баками (бочки 2х200л.) – 540 км. Максимальная скорость машины со снятыми катковыми секциями 60 км/ч, рабочая скорость траления до 12 км/ч. Машина оснащена системой преодоления водных преград по дну при глубине до 8 метров, ширине преграды до 1,5 км и скорости течения до 3 м/с (воздухопитающая труба, навигационная аппаратура, изолирующие противогазы (на аварийный случай).

Экипаж машины 2 человека (командир и механик-водитель). На период работы на минном поле в экипаж машины придается 3 сапера, для размещения которых и их оснащения в боевом отделении машины имеются места.
Обитаемость: фильтровентиляционная установка, обеспечивающая работу экипажа без противогазов в условиях большой запыленности, радиоактивного, химического и бактериологическог о заражения; аэрокондиционер, обеспечивающий работу экипажа при температуре окружающего воздуха до + 65 градусов; водонагреватель, подогреватель пищи, биотуалет обеспечивают жизнь экипажа в полностью закрытой машине в течение 3 суток.

Защитное вооружение машины: дистанционно управляемый зенитный пулемет калибра 12,7- мм («Утес») на турели над люком командира, гранатомет РПГ-7Д (6 гранат), ПУ ЗУР «Игла» (2 ракеты), 8 дымовых гранатометов на рубке машины, автомат АКС-74 (150 патронов), гранаты Ф-1 (10 шт). Экипаж вооружен пистолетами ПМ, придаваемые саперы – штатным оружием. Броневая защита машины аналогична броневой защите танка Т-72 с динамической броней. Бронирование нижнего лобового листа и днища эквивалентно 300 мм брони. Вспомогательное оснащение: танковая радиостанция Р-123М, танковое переговорное устройство ТПУ, радиометр-рентгенометр и химический анализатор ГО-27, бесподсветочные приборы ночного видения 1ПН-63М (2 шт.).

Сверху за боевой рубкой находится грузовая платформа грузоподъемностью 5 т и кран-стрела грузоподъемностью 2,5 т, что позволяет перевозить и монтировать (демонтировать) катковые секции силами экипажа без привлечения автокрана.
Основное вооружение: катковый минный трал КМТ-7 состоящий из двух катковых и двух ножевых секций (КМТ-8) с электромагнитной приставкой ЭМТ.

Первые три БМР-3 были оснащены ЗПУ по типу Т-64, остальные комплектовались ЗПУ с танка Т-72. На части машин для защиты пневмосистемы устанавливались щитки и бронекожуха. Ящики ЗИП на бортах грузовой платформы появились с середины серии. Днище машины усилили броневым листом ( по моторную перегородку), после чего клиренс стал составлять что-то около 300 – 350 мм. На некоторых машинах вместо люков саперов цилиндрической формы были установлены десантные люки от БМП. Заправочная горловина на левом борту – стандартное оборудование от Т-72 – ее лючок врезался по живому и от того его местоположение «плавает».

Тактико технические характеристики БМР-3



Масса:
~ без навесного оборудования – 40,3 т
~ с навесным оборудованием – 47,8 т
Экипаж, чел. - 2
Места для саперов - 3
Вооружение – 12,7-мм пулемет НСВТ
Габаритные размеры:
~ длина корпуса (с доп. бочками) – 6987 (7690) мм
~ длина с тралом – 10725 мм
~ ширина корпуса – 3680 мм
~ ширина с тралом – 3950 мм
~ высота – 2512 мм
~ клиренс – 385 мм
Максимальная скорость – 60 км/ч
Запас хода по шоссе – 650 км
Преодолеваемые препятствия:
~ высота стенки – 0,8 м
~ ширина рва – 2,85 м
~ глубина брода – 1,2 (с ОПВТ – 5) м
~ подъем (с тралом) – 30° (20°)
~ крен (с тралом) – 25° (15°)
~ ширина рва (с тралом) – 2,8 (2,5) м
Рабочее оборудование:
Кран-стрела разборная, с ручным приводом:
~ максимальный вылет стрелы – 3000 м
~ минимальный вылет стрелы – 1200 м
~ грузоподъемность – 3 т
~ максимальная высота подъема – 4,2 м
~ диапазон обслуживания – 230°
~ диаметр троса – 11,5 мм
Колейный катково-ножевой минный трал КМТ-7:
~ масса – 7,5 т
~ габаритные размеры:
~ длина – 3450 мм
~ ширина – 3950 мм
~ скорость траления – 8-12 км/ч
~ сирина колей траления – 2х800 мм
~ время перевода ножевых секций из походного положения в боевое – 5 с

БМР-3 «Корт-Б» - Бронированная машина разминированияБМР-3 «Корт-Б» - Бронированная машина разминированияБМР-3 «Корт-Б» - Бронированная машина разминирования