БМР - Бронированная машина разминирования

БМР - Бронированная машина разминирования
БМР-1 — советская бронированная машина разминирования. Создана на базе самоходной артиллерийской установки СУ-122-54.
Предназначена для разминирования дорог с плотным каменистым грунтом в условиях горной местности.

История



Самым серьезным препятствием и для танков, и для пехоты были и по сей день остаются мины. История боевой машины разминирования (БМР) начинается в далеких 1980-х в Афганистане. Основным инструментом этой машины стал знаменитый советский минный катковый трал КМТ-5М и его дальнейшее развитие КМТ-7. Их предшественник, трал ПТ-3, появился еще в годы Великой Отечественной войны и великолепно себя проявил уже в Курской битве. Тогда катковые тралы навешивались на танки. Но сначалом минной войны в Афганистане быстро выяснилось, что тралов у 40-й армии достаточно, а вот с носителями, то есть танками, дело обстоит хуже. Слишком много их повсеместно требовалось.

Сегодня уже никто не скажет, кому первому пришла в голову мысль навешивать тралы на танковые тягачи БТС (по другим данным, на трофейные Т-54 или Т-55). Как бы там ни было, идея оказалась дельной. Во-первых, экономились современные танки. Во-вторых, место механиков-водителей придумали устраивать не на самом дне машины, а на крыше, для чего, правда, пришлось удлинить рычаги управления. Экипаж прикрывался бронелистами или иногда башней со снятой пушкой. Дно машины выстилалось пластиковыми канистрами с водой. Канистры хранили запас воды, никогда не лишний в жаркой стране, и служили прекрасным гасителем ударной волны, если мина вдруг рванет под днищем. Такие машины отлично тралили маршруты, а если и подрывались, то экипаж оставался цел.

Боевые качества этих самоделок быстро и по достоинству оценили в Министерстве обороны. Было выдано задание на разработку машины, которой присвоили обозначение БМР. Первый образец построили в Киеве, автором проекта стал подполковник А.П.Хлесткин. Хотя конструировать-то особенно было нечего. Все исходное имелось – и танковое шасси, и отличный трал КМТ-5М, созданный в челябинском СКБ-200 под руководством В.И. Михайлова. И уже к концу 1980 года в Афганистан стали поступать первые БМР, изготовленные на Львовском танкоремонтном заводе.

БМР заводского изготовления сразу же нашли свое место в боевых порядках войск. Они позволили резко снизить потери техники на минах, увеличить скорость движения колонн. Поток заявок быстро нарастал. Машину требовали не только танкисты, но и пехота, тыловые батальоны. Обойти препоны военной бюрократии было несложно, ведь БМР относились не к бронетанковой технике, а к инженерной и не считались штатной машиной исключительно танковых частей.

Описание конструкции



БМР-1 была разработана на базе самоходной артиллерийской установки СУ-122-54. Бронирование осталось на уровне базовой машины, за исключением днища, броня которого под обитаемым отсеком была значительно усилена. На крыше рубки устанавливалась башенка с вооружением, заимствованная с бронетранспортёра БТР-60ПБ. Вокруг башенки устанавливались дополнительные броневые листы для усиления защиты.

В качестве основного вооружения использовался 14,5-мм зенитный пулемёт КПВТ. Возимый боекомплект составлял 600 патронов. С основным пулемётом был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом в 2000 патронов.

Двигатель и трансмиссия машины были полностью заимствованы от СУ-122-54.

Ходовая часть БМР-1 полностью аналогична самоходной артиллерийской установке СУ-122-54.

Для траления мин перед машиной закреплялись два минных трала КМТ-5М, разработанных в Челябинском СКБ-200. Для маскировки на поле боя в машине была установлена термо-дымовая аппаратура.

Принцип каткового трала, этого основного инструмента БМР, очень прост. К двум рамам, закрепленным на броне, подвешены несколько тяжелых прочных стальных колес, которые катятся впереди машины и, наезжая на мину, заставляют ее взорваться. Прочность этой конструкции такова, что катки выдерживают до десяти взрывов. Вышедшие из строя катки легко заменить. По статистике, на минном поле машина может встретить не более 1–3 мин.

Принцип прост, но вот добиться того, чтобы каждый каток катился по земле независимо от соседних и тщательно перекатывался по любому бугорку или ямке (как говорят конструкторы, копировал местность), да еще чтобы при этом на него воздействовал вес всей конструкции (что крайне важно для срабатывания мины), смог только наш конструктор В.И.Михайлов. Российский трал практически не пропускает ни одной мины. Американские и английские конструкторы создать удовлетворительные образцы каткового трала не сумели.

БМР, а точнее трал, подвешенный к этой машине, может бороться и с минами, которые реагируют не на давление, а на магнитное поле танка. Два наклонно стоящих цилиндра над катками – это ЭМТ (электро-магнитный трал). Цилиндры создают впереди машины магнитное поле, аналогичное тому, которое имеет танк. Мины взрываются перед тралом, не нанося повреждений машине.

Оснащен БМР и тралом выкапывающего типа. Две секции расположены позади катков. Ножи при движении БМР зарываются в землю на глубину, на которой обычно устанавливаются противотанковые мины, выкапывают мину и отбрасывают ее в сторону.

Такой плужный трал необходим, поскольку существуют мины, срабатывающие не от одного, а от двух последовательных нажатий. К таким относятся, например, наша МВД-62 или британская No.5 Mk4. Делать же трал с двумя рядами катков нерационально, ибо он окажется слишком тяжелым.

Но, к сожалению, плужный трал применим только на местности с определенным качеством грунта. При каменистых, скальных грунтах, на дорогах ствердым покрытием «плугу» делать нечего.

Тактико технические характеристики БМР



Боевая масса, т 36,5
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 6000
Ширина корпуса, мм 3270
База, мм 3840
Колея, мм 2640
Клиренс, мм 425
Тип брони - стальная катаная и литая гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 100
Лоб корпуса (низ), мм/град. 80 / 55°
Борт корпуса, мм/град. 85 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 45
Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Корма корпуса (середина), мм/град. 45 / 17°
Корма корпуса (низ), мм/град. 30 / 70°
Крыша корпуса, мм 20
Лоб рубки, мм/град. 100 / 51°
Борт рубки, мм/град. 80 / 26°
Корма рубки, мм/град. 30 / 20°
Крыша рубки, мм/град. 20
Тип двигателя - В-54
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по пересечённой местности, км/ч 30..35
Запас хода по шоссе, км 250..300
Тип подвески - индивидуальная торсионная

Фото БМР



БМР - Бронированная машина разминированияБМР - Бронированная машина разминированияБМР - Бронированная машина разминированияБМР - Бронированная машина разминированияБМР - Бронированная машина разминирования