Путепрокладчик БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2
БАТ-2 — советский путепрокладчик на базе тягача МТ-Т. Разработан в Харьковском конструкторском бюро машиностроения. Производился малой серией.

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для выполнения в зоне боевых действий в звене дивизия-армия работ по прокладке колонных путей, подготовки и содержания войсковых дорог. В том числе продольное и поперечное планирование дорог, прокладка путей по косогорам, отрывка кюветов, очистка дорог и колонных путей от снега, кустарника, различных обломков и предметов, препятствующих движению, оборудование съездов в обрывах и крутых местах, засыпка противотанковых рвов, воронок, траншей, канав, рыхление мерзлых грунтов, грузоподъемные работы.

История



Разработка проекта нового путепрокладчика на шасси тяжелого тягача- транспортера МТ-Т была начата в начале 80-х годов прошлого века в отделе № 61 в конструкторском бюро им. А.А. Морозова (г. Харьков) под руководством главного конструктора отдела П.И. Сагира.

Изделие 454 (заводской индекс) предназначалось для замены в производстве и в войсках устаревшего к тому времени путепрокладчика БАТ-М. Новая машина создавалась, как было уже сказано, на основе узлов и механизмов тягача МТ-Т, разработанного в том же КБ в конце 70-х гг. и производившегося на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. В.А. Малышева (ХЗТМ).

Специальное оборудование частично было позаимствовано у предшественника — БАТ-М. Новый путепрокладчик был принят на вооружение в 1987 г. под названием БАТ-2, его серийное производство было организовано в следующем году на ХЗТМ. Последующие исторические события, распад СССР помешали развертыванию крупномасштабного производства БАТ-2, однако некоторое количество новых машин было поставлено в войска, а также на экспорт, предположительно, в ГДР, Чехословакию и в Венгрию.

Описание конструкции



Базовой машиной путепрокладчика является многоцелевой тяжелый транспортер-тягач МТ-Т, на котором установлено основное рабочее оборудование.

Основными частями гусеничного шасси являются рама, кабина, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, пневмооборудование, электрооборудование.
Рама служит для размещения и крепления всех составных частей шасси и выполнена в виде сварной коробчатой конструкции. В передней части рамы расположена кабина, в средней установлена лебедка механического типа, реверсивная, с тяговыми роликами и разгруженным сборным барабаном. Лебедка полностью заимствована с тягача АТ-Т.

В задней части рамы расположены силовая установка с обслуживающими ее системами и трансмиссия, включающая цилиндрический редуктор, конический редуктор с реверсом, две коробки передач с бортовыми передачами и маслосистему трансмиссии.
Кабина предназначена для размещения и защиты расчета от воздействия окружающей среды, а также для размещения органов управления и аппаратуры.

БАТ-2 имеет цельносварной коробчатый корпус. Для доступа к агрегатам машины при техническом обслуживании в крыше и днище имеются люки. В передней части корпуса расположена кабина. Внутренняя и внешняя поверхности кабины обшиты. Между обшивкой и корпусом установлены профили из звукоизоляционного материала.
Кабина сварная, восьмиместная, закрытого типа, герметизированная. Внутреннее помещение кабины по конструктивной компоновке является отделением управления. В нем размещены два ряда сидений (первый ряд - сиденья механика-водителя, его помощника и двух членов расчета, второй ряд - четырех членов расчета), органы управления, приборы и аппаратура для управления путепрокладчиком и контроля за работой его систем, механизмов и рабочего оборудования.

Силовая установка состоит из двигателя и обслуживающих его систем: смазки, охлаждения и подогрева, питания топливом, воздухоочистки, выпуска отработавших газов и пуска. Двигатель В-46-4 четырехтактный многотопливный быстроходный дизель мощностью 522 кВт, жидкостного охлаждения с наддувом.

Система смазки циркуляционная, комбинированная, предназначена для размещения возимого запаса масла и подачи его под определенным давлением к трущимся поверхностям деталей в целях уменьшения их износа и отвода от них тепла. Система смазки состоит из масляного бака, масляного радиатора трубчато-пластинчатого типа, масляного насоса, двух фильтров (заборного и тонкой очистки), маслоочистителя, маслозакачивающего насоса, редукционного и сливного клапанов.

Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам путепрокладчика и отбора мощности к рабочему оборудованию.
Ходовая часть путепрокладчика состоит из гусеничного движителя и подвески.

Гусеничный движитель включает гусеницы, два ведущих и два направляющих колеса с механизмами натяжения, четырнадцать опорных и восемь поддерживающих катков.
Гусеница мелкозвенчатая, с цевочным зацеплением, состоит из 87 траков. Трак состоит из двух звеньев, в отверстия которых запрессованы обрезиненные пальцы. Траки соединяются в гусеницу с помощью гребня, башмака, двух скоб и болтов.

Ведущие колеса установлены в кормовой части путепрокладчика на шлицы ведомых валов редукторов бортовых передач и центрируются по его цилиндрической поверхности с помощью конусов.
Направляющие колеса установлены в передней части путепрокладчика и предназначены для удержания гусеницы в ободе при ее перематывании и для регулирования ее натяжения. Направляющее колесо состоит из обода с амортизаторами и ступицей, роликоподшипника, кривошипа, горловины, втулок, механизма натяжения гусеницы, приводов электро-спидометра (левое колесо) и тахогенератора (правое колесо), деталей крепления и управления.
Опорные катки установлены на оси балансиров по семь штук с каждой стороны путеукладчика.
Опорный каток состоит из обода, двух наружных дисков, двух амортизаторов, вулканизированных к ободу и дискам, ступицы, подшипника, деталей уплотнения и крепления.
Для удержания верхних ветвей гусениц от провисания на путепрокладчике установлены с каждой стороны по четыре поддерживающих катка.

Подвеска предназначена для удержания рамы на определенном расстоянии от плоскости опоры гусениц, обеспечения плавности движения путепрокладчика и смягчения ударов при его движении по неровностям.
Подвеска путепрокладчика независимая, торсионная, состоит из балансиров, торсионных валов, гидроамортизаторов и системы блокировки подвески.
Пневмооборудование предназначено для создания запасов сжатого воздуха и использования его для воздушного пуска двигателя, работы системы обмыва стекол, пневматического управления тормозами путепрокладчика и технических нужд.

Инженерное оборудование: универсальный бульдозер, полноповоротный кран с телескопической стрелой грузоподъемностью 2 тонны, одностоечный рыхлитель с параллелограммной подвеской, лебедка с тяговым усилием 25 тс.
Инженерное имущество используется саперным отделением при выполнении инженерных задач (проделывание проходов в завалах в населенных пунктах, в лесу, в горах и т. п.).

Основным рабочим органом путепрокладчика является его бульдозерное оборудование. Его крылья с помощью гидравлики могут устанавливаться в одно из трех положений - бульдозерное, двухотвальное, грейдерное.

При бульдозерном положении крылья отвала находятся на одной линии с его центральной частью. В этом положении отвала путепрокладчик может рыть землю. Разрабатываемый грунт и предметы перемещаются только вперед.

При двухотвальном положении крылья отвала отклонены назад. В этом положении отвала путепрокладчик прокладывает колонный путь, очищает дорогу от снега. Разрабатываемый грунт, снег, различные предметы удаляются с пути в обе стороны от машины.

При грейдерном положении одно крыло отклонено вперед, а второе назад. В этом случае, разрабатываемый грунт, снег, предметы смещаются лишь в одну сторону от машины. Если при этом отвал перекосить в поперечном направлении, то становится возможным отрывать кювет, формировать серповидный поперечный профиль дороги.

Лыжа, имеющаяся впереди отвала обеспечивает копирование отвалом местности и дает возможность иметь постоянную глубину заглубления или удерживать отвал выше уровня земли (например, при очистке дорог с твердым покрытием от снега).

Крановое оборудование позволяет поворачивать стрелу на 360 градусов и перемещать грузы массой до 2 тонн на высоту от -3.5м до +7.42м. Поскольку стрела телескопичная, то грузы можно перемещать по горизонтали не меняя высоту подъема на расстояние до 7.36м., считая от центра вращения стрелы.

Машина оснащена системой автоматического пожаротушения, нашлемными приборами ночного видения.

Тактико технические характеристики БАТ-2



Базовая машина......................................................................................................... МТ-Т
Масса машины ( без экипажа и имущества).......................................................... 39.7 тонн
Габаритные размеры:
- в транспортном положении
длина............................... 9.64м.
ширина............................. 4.00м.
высота ............................. 3.69м.
- в рабочем положении
длина............................... 12.65м.
ширина............................. 4.00м. (без учета ширины отвала бульдозера)
высота ............................. 3.34м.
Колея.......................................................................................................................... 2.73м.
Клиренс..................................................................................................................... 42.5см.
Удельное давление на грунт................................................................................... 0.8 кг/кв.см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.33м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 25 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 23 градуса
Максимальная глубина брода................................................................................. 1.3. м.
Запас хода по топливу............................................................................................. 500 км. + 3 часа работы оборудования
Запас топлива (дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ,ДА)........................................ 1746 литров
Расход топлива на 100 км пробега.......................................................................... 275 литров
Расход топлива на 1 час работы оборудования................................................. 80 литров
Максимальная скорость движения....................................................................... 60 км/час
Средняя скорость движения по грунтовым дорогам.......................................... 28-35 км/час
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Вместимость кабины .............................................................................................. 8 чел. (включая экипаж)
Двигатель................................................................................................................. В-46-4
Мощность двигателя................................................................................................. 710 л.с. (520 квт)
Скорость прокладки колонного пути..................................................................... 6-8 км/час
- то же, но с валкой деревьев до диаметром до 30 см......................... 2-3 км/час
Скорость очистки путей от снега при глубине покрова до 50см....................... 8-15 км/час
Производительность при земляных работах....................................................... 350-400 куб.м/час
Бульдозерное оборудование:
-ширина отвала в бульдозерном положении........................................... 4.57м.
-ширина отвала в грейдерном положении.......................................... 4.28м.
-ширина отвала в двухотвальном положении...................................... 4.00м.
- высота отвала........................................................................................... 1.2м.
-заглубление отвала от дневной поверхности....................................... 0.45м.
-угол поперечного наклона отвала......................................................... 10 градусов.
Крановое оборудование:
- грузоподъемность (при любом вылете стрелы)................................. 2 тонны
-максимальный вылет стрелы................................................................ 7.36м.
-максимальная высота подъема крюка.................................................. 7.42м.
Рыхлитель:
-глубина рыхления.................................................................................... 0.5м.
-категории разрабатываемого грунта...................................................... I-III
Лебедка:
-тяговое усилие......................................................................................... 25 тонн
-длина троса............................................................................................. 100 метров

Фото БАТ-2



Путепрокладчик БАТ-2Путепрокладчик БАТ-2Путепрокладчик БАТ-2Путепрокладчик БАТ-2Путепрокладчик БАТ-2

Метки к статье: путепрокладчик