» » ИПР - Инженерный подводный разведчик

ИПР - Инженерный подводный разведчик

ИПР - Инженерный подводный разведчик
ИПР — советский инженерный подводный разведчик. Разработан в конструкторском бюро Завода имени Дзержинского под руководством Мищенко В.Г., в Муроме в середине 1970-х годов. Основным предназначением машины была подводная разведка препятствий в местах переправы танковых подразделений. Из-за внешнего сходства, часто машину путают с инженерной разведывательной машиной ИРМ «Жук».
Различить их можно, очевидно, только по наличию у ИПР откидывающейся назад штанге шнорхеля (труба забора воздуха для двигателя при движении машины под водой), которой нет у ИРМ.

Инженерный подводный разведчик ИПР предназначен для ведения инженерной разведки местности и водных преград на путях движения войск, трасс для переправы танков под водой, а также выполнения водолазных работ.

Машина выполняет свои задачи по разведке водных преград и трасс движения танков по дну как на плаву, так и под водой.
ИПР - Инженерный подводный разведчик
Уникальным в этой машине является то, что в составе экипажа имеется водолаз, который может покидать машину, когда она на плаву или на дне через два из четырех имеющихся в шлюзовой камере машины люков (вверх через люк в крыше и вниз через нижний люк). Еще два люка обеспечивают сообщение с отделением управления и с силовым отделением. По замыслу создателей машины водолаз при обнаружении на дне водоема мины (с помощью миноискателя РШМ-2) выходит из машины, с помощью ручного миноискателя МИВ уточняет место расположения мины и принимает решение на удаление или обезвреживание мины, исполняет и возвращается в машину, после чего она продолжает движение.

Описание конструкции



Корпус машины был разделен на герметичные отсеки, в которых размещались носовая балластная цистерна, отделение управления, шлюзовая камера, моторно-трансмиссионное отделение, две больших и две малых цистерны.

Носовая балластная цистерна представляла собой емкость для заполнения водой при движении машины в подводном положении. В этом же отсеке были расположены агрегаты следящей системы речного широкозахватного миноискателя.

В отделении управления находились механик-водитель, командир и водолаз-разведчик. В шлюзовой камере размещалось водолазное оборудование. Среднюю и кормовую части корпуса занимало моторно-трансмиссионное отделение, справа и слева от которого находились малые балластные цистерны. Большие цистерны были расположены по бортам в районе шлюзовой камеры.

Во вращающейся башенке в кожухе устанавливался пулемет ПКТ. Двигатель УТД-20 и механическая трансмиссия были заимствованы у БМП-1. В ходовой части со стороны каждого борта были установлены 3 поршневых гидроамортизатора, 7 опорных и 5 поддерживающих катков. Движение на воде осуществлялось с помощью двух гребных винтов, которые выдвигались наружу справа и слева со стороны бортов корпуса. Допустимая глубина водоема при ведении разведки в подводном положении была равна 8 метрам, краткосрочное погружение допускалось на глубину 15 метров.

Тактико технические характеристики ИПР



Тип машины - гусеничная бронированная плавающая вооруженная
Общий вес снаряженной машины - 17.5 т.
Удельное давление на грунт - 0.66 кг./кв.см.
Габаритные размеры (транспортное положение)
длина - 8.72м.
ширина - 3.15м.
высота (габаритная) - 2.4м.
Ширина колеи - 2.74м.
Клиренс - 0.4м.
Максимальная скорость на суше - 52 км/час.
Максимальная скорость на воде - 11 км/час.
Максимальная скорость движения по дну - 8.5 км/час.
Запас плавучести - 14%
Аэротранспортабельность - Ан-22, Ил-76
Запас хода по топливу
на суше - 500 км.
на воде (на плаву) - 10 час.
Максимальный угол подъема - 36 градусов
Максимальный угол крена - 18 градусов
Ширина преодолеваемого рва - 2.3м.
Высота преодолеваемой вертикальной стенки - 07м.
Максимальная скорость течения водной преграды
при движении на плаву - 3 м/сек
при движении по дну - 1.5 м/сек.
Максимальные глубины погружения машины
-при разведке в. преграды - 8 м.
-кратковременное - 15м.
Экипаж - 3 чел.
Двигатель - дизельный четырехтактный V-образный УТД-20
-мощность - 220 квт. (300 л.с.)
Емкость баков - литров
Бортовое вооружение - Пулемет ПКТ с бронебашне (запас патронов 1000).
Автомат АКМС (запас патронов 150 шт.)
Сигнальный 26-мм. пистолет СПШ (запас ракет 24)
Гранаты Ф-1 (запас 10 шт.).
Средства связи - Радиостанция Р-123
Переговорное устройство Р-124 (внутри машины и с водолазом)
Приборы наблюдения - Прицел дневной/ночной ТКП-3АМ (кратность 5/4.2)
Перископ ПНР-2М
Приборы наблюдения мех-водителя ТВП-2БМ, ТНП-370, ТНП-160
Специальное оборудование - Миноискатель РШМ (установлен на машине)
Водолазный миноискатель МИВ
Механизированный пенетрометр
Эхолот ИРЭЛ
Глубиномер ГК-51
Прибор радиационной и химической разведки ПРХР
Гирополукомпас ГПК-52
Авиагоризонт АГИ-1С
Три изолирующих противогаза АТ-1
Водолазный дыхательный аппарат ИДА-64А
Водолазный гидрокомбинезон ГК-6

Фото ИПР



ИПР - Инженерный подводный разведчикИПР - Инженерный подводный разведчикИПР - Инженерный подводный разведчик