» » ИРМ - Инженерная Разведывательная Машина

ИРМ - Инженерная Разведывательная Машина

ИРМ - Инженерная Разведывательная Машина
ИРМ «Жук» (от Инженерная Разведывательная Машина) — советская военная машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности.

Инженерная разведывательная машина ИРМ предназначена для ведения инженерной разведки местности и водных преград на путях движения войск. Машина плавающая. Бронированный корпус, наличие пулемета в бронебашне позволяют использовать машину вблизи переднего края или в ближнем тылу противника.

ИРМ обеспечивает получение следующих разведданных:
1. О водной преграде - ширина, глубина, скорость течения, плотность дна, уклоны берегов, наличие навигационных препятствий, подводных заграждений и мин, толщина льда (при наличии льда)..
2. О маршрутах движения и местности - проходимость местности, грузоподъемность и иные параметры мостов, наличие и глубины бродов, наличие минно-взрывных и невзрывных заграждений, уклоны местности, несущая способность грунта, зараженность местности отравляющими веществами, уровни радиоактивного заражения местности.

Описание конструкции



Для выполнения боевых задач ИРМ оснащена стационарными и переносными приборами разведки, которые позволяют получать данные о водной преграде (ширине, глубине, скорости течения, относительной плотности дна, проходимости входов и выходов, наличии навигационных препятствий, толщине льда), о несущей способности мостов и путях движения войск (проходимости, величине уклонов, наличии минно-взрывных заграждений и зараженности местности).
В их числе - средства наблюдения, навигации и связи, а также специальные средства инженерной разведки (широкозахватный миноискатель РШМ-2, эхолот ЭИР, переносные миноискатели, ручные ледобур и пенетрометр).

Общее устройство и размещение основных элементов


По расположению механизмов и оборудования машина разделена на три отделения (отделение управления, отделение экипажа и моторное отделение) и четыре отсека - носовой, правый и левый топливные и кормовой.

В отделении управления (расположено между носовым отсеком и отделением экипажа) находятся рабочие места механика-водителя, командира машины и стрелка-радиста; органы управления трансмиссией и силовой установкой; прибор радиационной и химической разведки ГО-27; пульт управления широкозахватного миноискателя РМШ-2; эхолот; приборы наблюдения ТНП-370 (1шт.) и ТНПО-160 (3шт.); перископ ПИР-451; ночной прибор наблюдения механика-водителя; регенератор и обогреватель; радиостанция Р-123М; башня со смотровым прибором-прицелом ТКН-3АМ и пулемётом и другие приборы и механизмы.

Отделение экипажа расположено в средней части машины между отделением управления и моторным отделением. В нем находятся: три рабочих места для сапёров с приборами наблюдения ТНПО-160 (4 шт.); координатор аппаратуры ТНА-3; гирокурсоуказатель; две радиостанции Р-147; миноискатель РВМ-2 и ИМП; перископ ПИР; перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2М; приборы эхолота; дальномер ДСТ-451; термос ТНВ-12 и др. приборы и механизмы. В отделении предусмотрены места для установки и крепления вещмешков, ледоруба, пенетрометра ручного, рейки лёдомерной.

Моторное отделение (кормовая часть машины) от отделения экипажа отделено перегородкой с люком для доступа к расположенным в моторном отделении воздухоочистителю, топливному крану и другим устройствам. В моторном отделении размещены: силовая установка с системами обеспечения её работы; агрегаты и механизмы трансмиссии; узлы и агрегаты пневматической системы и гидравлической систем; узлы автоматической системы пожаротушения и система ТДА.

В носовом отсеке размещены: два редуктора механизма поворота выносного устройства; два гидроцилиндра и гидрораспределителя; две гидрокамеры; малогабаритный заправочный агрегат МЗА-3; гидравлический домкрат; плунжерный шприц-пресс; ящик ЗИП и фильтровентиляционная перегородка.

Правый и левый топливные отсеки отделены герметичными перегородками от моторного отделения и отделения экипажа. В них размещены три (в правом) и четыре (в левом) топливных бака.

В кормовом отсеке (сзади моторного отделения) размещены: два масляных фильтра гидравлической системы; электромагнитный кран ГА-164М/2 с гидрозамком; клапан вентиляции МО; два гидроцилиндра системы управления рулевыми перьями водоходных движителей и распределитель системы их управления; преобразователь напряжения ПТ-200Ц-III; датчик пути; фильтр Ф-5; трубопроводы.

Корпус машины выполнен из катанных стальных броневых листов и обеспечивает защиту экипажа и механизмов, плавучесть машины. Для противорадиационной защиты экипажа на крыше и стенках отделений управления и экипажа установлен радиационный подбой. В днище ИРМ имеется аварийный люк, предназначенный для аварийного выхода экипажа из машины, запираемый четырьмя откидными болтами. При открывании крышка люка сбрасывается на грунт или втаскивается внутрь отделения.

В крыше корпуса из броневых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами корпуса, с носовой и кормовой частями, над отделением управления расположены: люк механика-водителя и люк командира, основание перископа, башня. Над средней частью отделения расположена рубка с люком для экипажа. В ней размещается пулемёт ПКТ калибра 7,62 мм, смотровой прибор-прицел ТКН-3АМ и осветитель ОУ-3ГК. Башня обеспечивает наблюдение за местностью в дневное и ночное время в пределах 90 град. по горизонтали и 22 град. по вертикали.

Пулемёт, смотровой прибор-прицел и осветитель связаны между собой и синхронно перемещаются в вертикальной плоскости. Управление системой "прицел-пулемёт-осветитель" и поворот башни осуществляется с помощью рукояток рамы. Угол поворота башни ограничен упорами, приваренными по углам снаружи задней части башни и упирающимися в соответствующие упоры на крыше корпуса машины, расположенные под углом 45 град. относительно продольной оси корпуса.

Машина оснащена приборами наблюдения и ориентирования (перископ панорамный, дневные и ночной приборы наблюдения, авиагоризонт АГИ-1С и навигационная аппаратура ТНА-3).

Перископ ПИР-451, предназначен для кругового обзора окружающего пространства в светлое время суток из укрытий и определения расстояния до выносной вехи. Перископ позволяет наблюдать за целями на стоянке при двух и шести кратном увеличении, измерять дистанцию от 50 до 1000 м по выносной вехе высотой 1,5 м. Скорость горизонтального наведения в обычном режиме - один полный оборот перископа за 90 оборотов маховика, в укоренном режиме - 45 оборотов. Подъём и опускание перископа осуществляются с помощью подъёмного механизма домкратного типа.

Для наблюдения в дневных условиях на машине установлены девять приборов ТНПО-160 (ТНП-160) и один прибор ТНП-370. Три прибора установлены на крыше отделения управления перед механиком-водителем, по два прибора - по бортам машины, два прибора - на крыше рубки. Прибор наблюдения ТНП-370 установлен на крыше перед командиром машины. Ночной прибор наблюдения ТВН-2БМ служит для наблюдения механика-водителя за дорогой при вождении машины в ночное время суток. Для очистки наружных стёкол центрального прибора наблюдения механика-водителя, смотрового прицела в башне и прибора наблюдения командира машины предусмотрена система гидропневматической очистки водой летом и низкозамерзающей жидкостью зимой.

Авиагоризонт АГИ-1С обеспечивает определение положения машины относительно плоскости истинного горизонта и установлен на кронштейне в правой верхней части ниши механика-водителя.
Навигационная аппаратура ТНА-3 предназначена для непрерывной автоматической выработки текущих координат движущейся машины, а также дирекционных углов машины и пункта назначения.

Для ведения непосредственно разведки имеются: миноискатель РШМ-2, разведывательный эхолот ЭИР, артиллерийская перископическая буссоль ПАБ-2М, ручные миноискатели ИМП и РВМ-2, перископ ПИР, сапёрный дальномер и ручной пенетрометр.
Широкополосный индукционный миноискатель РШМ-2 предназначен для поиска на суше и мелководье противопехотных и противодесантных мин с корпусами из магнитных металлов. При наличии объекта поиска создаётся вторичное электромагнитное поле, которое индуцирует переменный ток в катушках датчиков. Сигнал с приёмных катушек поступает в пульт управления, где преобразуется для выработки сигналов АВТОСТОП (для автоматической остановки машины в момент обнаружения объекта поиска) и индикации места объекта поиска. В состав миноискателя РШМ-2 входят пульт управления, два датчика первого и второго каналов, комплект ЗИП.

Для приведения датчиков в рабочее состояние в машине предусмотрено выносное устройство. Оно устанавливает и удерживает датчики миноискателя РШМ-2 на заданном расстоянии от грунта при движении машины по суше и на мелководье. Штанга крепления датчика шлицевым валом соединена с механизмом поворота с помощью которого датчик переводится из походного положения в рабочее и обратно.

Для работы системы слежения выносного устройства РШМ-2 в машине используется масляная гидравлическая система. Она обслуживает также выдвижение насадок водоходных движителей для работы на плаву и установки их на корпус при работе на суше, приведения волноотбойного щитка в рабочее положение и обратно.

Инженерный разведывательный эхолот ЭИР предназначен для измерения глубины водной преграды, записи профиля дна водной преграды и обнаружения навигационных препятствий на водной преграде. Эхолот позволяет измерять глубину водной преграды от 0,5 до 20 м и расстояние до навигационных препятствий от 1,2 до 20 м. Запись информации осуществляется в прямоугольных координатах на электротермической бумаге ЭТБ-2 в масштабе 1:100. Излучатели (приёмники) ультразвуковых сигналов установлены (для разведки водной преграды) в днище передней части отделения экипажа и (для разведки навигационных препятствий) на волноотбойном щитке. Излучающая поверхность последнего расположена под углом 6 град. (±1 град.) по отношению к вертикали.

Перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2М предназначена для измерения магнитных азимутов, горизонтальных и вертикальных углов на местности и расстояний до точек на местности с помощью дальномерной шкалы и специальной двухметровой рейки. Наличие в комплекте буссоли перископа, позволяет вести наблюдение за целями из-за укрытий. Прибор годен для работы в ночное время, так как шкалы буссоли и сетку монокуляра можно подсвечивать.

Пенетрометр представляет собой механический прибор, предназначенный для оценки проходимости местности и дна водных преград колёсной и гусеничной техникой путём определения сопротивления вдавливанию в грунт конусного наконечника. Максимальная глубина пенетрации составляет 0,6 м.

Силовая установка машины состоит из двигателя УТД-20 и обслуживающих его систем. Двигатель УТД-20 - шестицилиндровый V-образный (с углом развала блоков 120 град.) четырёхтактный быстроходный дизель с непосредственным впрыском топлива и высокотемпературным жидкостным охлаждением. Установлен в моторном отделении в общем силовом блоке с главным фрикционом, распределительной коробкой, коробкой передач, планетарными механизмами поворота и тормозами. Пуск двигателя осуществляется сжатым воздухом или электрическим стартером. Обе системы действуют независимо и в особо тяжёлых случаях могут применяться одновременно (комбинированный пуск).

Трансмиссия машины механическая со ступенчатым изменением передаточных чисел. Главный фрикцион - двухдисковый, сухого трения. Коробка передач смонтирована в одном блоке с двумя планетарными механизмами поворота (ПМП). Коробка передач - механическая, ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, обеспечивает получение пяти передач переднего и одной заднего хода.
Гусеничный движитель состоит из двух гусениц, двух ведущих колёс с механизмами натяжения гусениц, десяти поддерживающих катков, четырнадцати опорных катков, и двух ножей для очистки ведущих колёс от грязи и снега.

Подвеска - индивидуальная, моноторсионная, с гидравлическими амортизаторами, состоит из четырнадцати балансиров, установленных в кронштейнах подвески, четырнадцати торсионных валов, шести резиновых и четырёх пружинных упоров, шести гидравлических амортизаторов.

Редуктор привода водоходных движителей представляет собой одноступенчатую понижающую коническую передачу постоянного зацепления и крепится к вертикальным бортовым листам корпуса снаружи машины. Водоходные движители предназначены для обеспечения движения машины по воде, размещены в кормовой части машины и представляют собой гребные винты, установленные в качающихся направляющих насадках. Гребной винт - сварной, трёхлопастный, правого вращения. Внутренние полости лопастей заполнены канифолью.

При вращении гребных винтов по ходу часовой стрелки (если смотреть с кормы) машина двигается вперёд, при вращении винтов против хода часовой стрелки - назад, при вращении винтов в разные стороны - круто разворачивается в сторону винта, вращающегося по ходу часовой стрелки. Управление машиной на воде осуществляется системой управления двумя рулевыми перьями водоходных движителей, установленных шарнирно в насадках и связанных тягами и рычагами с гидроцилиндрами двустороннего действия.
Электрооборудование машины включает источники и потребители электрической энергии, вспомогательные приборы, электрические контрольно-измерительные приборы и электрическая сеть.

В качестве источников используются две свинцово-кислотные аккумуляторные батареи типа 6СТ-140Р или 6СТЭН-140Н, общим напряжением 24 В, ёмкостью 140 А/ч, а также генератор постоянного тока ВГ-7500. Генератор шестиполюсный, смешанного возбуждения, с принудительным охлаждением.

Регулирующая аппаратуры представлена регулятором напряжения типа Р-27Л со стабилизирующим трансформатором ТС-9М-4Т. Она предназначена для поддержания в заданных пределах напряжения генератора при изменении скорости вращения его якоря.
Автоматическая система пожаротушения предназначена для тушения пожара в моторном отделении и остановки двигателя машины. Для тушения применяется хладон 114В-2 ГОСТ 15899-79 или состав 3,5. Система включает в себя два баллона с огнегасящим составом вместимостью 2 л. каждый, магистрального трубопровода со штуцерами распределителями, четырёх термических датчиков, двух кнопок ручного управления, двух сигнальных ламп и электронной схемы и коммутирующих реле.

Термическая дымовая аппаратура (ТДА) многократного действия, работающая на дизельном топливе системы питания двигателя, служит для постановки дымовых завес в целях маскировки одной или группы машин. Принцип действия системы заключается во впрыске распылённого топлива в струю отработавших газов, поступающих в клапанные коробки системы защиты двигателя, где в результате быстрого испарения и смешивания с газами сгорания образуется парогазовая смесь.

ИРМ оснащена средствами внутренней и внешней связи. Внешняя связь обеспечивается УКВ радиостанцией Р-123М, внутренняя - переговорным устройством Р-124. Беспоисковая и бесподстрочечная связь обеспечивается УКВ симплексаной телефонной с частотной модуляцией радиостанцией Р-147, которая может использоваться и при работе в средствах индивидуальной защиты. Машина укомплектована двумя радиостанциями Р-147 одной серии, которые размещены на специальных кронштейнах, укреплённых на левой боковой стенке радиаторной линии.

Система защиты от поражающих факторов оружия массового поражения включает фильтровентиляционную установку (ФВУ), узлы герметизации, исполнительные механизмы и электрические приборы. Защита от воздействия ударной волны обеспечена конструктивным исполнением машины и её герметизацией, которая обеспечивается уплотнительными устройствами и исполнительными механизмами, приводящихся в действие автоматически. Герметизация корпуса снижает скорость нарастания давления внутри машины при прохождении ударной волны.

Защита экипажа от воздействия радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств осуществляется очисткой воздуха и созданием избыточного давления, исключающего попадание внутрь машины неочищенного воздуха через отдельные неплотности. Очистка воздуха и создание избыточного давления обеспечивается ФВУ.

Защитой от радиоактивного излучения служат корпус машины и противорадиационный подбой установленный в обитаемых отделениях.
При воздействии поражающих факторов атомного взрыва и отравляющих веществ система защиты срабатывает автоматически благодаря прибору радиационной и химической разведки ГО-27. Предусмотрена также возможность включения системы защиты вручную нажатием кнопки на щитке приборов.
В качестве поддерживающих систем в машине предусмотрены обогрев и вентиляция.

Тактико технические характеристики ИРМ



Тип машины - гусеничная бронированная плавающая вооруженная
Общий вес снаряженной машины - 18 тонн.
Удельное давление на грунт - 0.69 кг/кв. м.
Габаритные размеры (транспортное положение)
длина............................. 8. 3 м.
ширина......................... 3.15м.
высота........................... 2.42м.
Ширина колеи - 2.74 м.
Клиренс - 0.4м.
Максимальная скорость на суше - 52.5 км/час.
Максимальная скорость на воде - 10-11 км/час
Запас плавучести - 14%
Аэротранспортабельность - Ан-22, Ил-76
Запас хода по топливу
на суше - 500 км.
на воде - 10 час.
Максимальный угол подъема - 36 градусов
Максимальный угол крена - 18 градусов
Ширина преодолеваемого рва - 2.3 м.
Высота преодолеваемой вертикальной стенки - 0.65м.
Экипаж - 6 чел.
Двигатель - дизельный четырехтактный шестицилиндровый УТД-20
мощность - 220 квт. (300 л.с.)
емкость баков - 600 литров
Бортовое вооружение
пулемет ПКТ - запас патронов 1000 шт.
4 автомата АКМС - запас патронов 450 шт.
пистолет сигнальный СПШ запас ракет 2 б/к
гранаты Ф-1 - 10 шт.
Средства связи
радиостанция Р-123М и 2 переносные радиостанции Р-147
внутрипререговорное устройство Р-124
Навигационная аппаратура - ТНА-3
Приборы наблюдения
12-кратный перископ ПИР-451
дневной/ночной прицел ТКН-3АМ
дневной командирский прибор наблюдения ТНП-37-
дн. приборы наблюдения водителя ТНПО-160 и ТНПО-370
ночной прибор наблюдения водителя ТВН-2БМ
Специальное оборудование
Авиагоризонт АГН-1С (измерение угла крена и угла подъема)
Миноискатель РШМ-2 (несъемный бортовой)
Миноискатель ИМП
Миноискатель РВМ-2
Эхолот ЭИР (измерение глубин от 0.5 до 20 м.)
Артиллерийская буссоль ПАБ-2
Оптический дальномер ДСТ-451 (дальность измерений до 2 км.)
Прибор инженерной разведки ПИР

Экипаж


1. Командир машины. Он руководит действиями экипажа, составляет и передает через радиостанцию Р-123 и письменно. разведдонесения. Он непосредственно работает с навигационной аппаратурой, миноискателем РШМ-2, эхолотом и перископом ПИР-451.
2. Механик-водитель. Управляет машиной, работает с авиагоризонтом, замеряет скорость течения реки.
3.Стрелок-радист. Ведет наблюдение за местностью, отвечает за безопасность экипажа, уничтожает по решению командира обнаруженные цели, отвечает за работу радиостанции и ведет радиообмен по указаниям командира машины.
4. Старший сапер. Руководит действиями саперов при работе вне машины, следит за работной навигационной аппаратуры, принимает решение на уничтожение или обезвреживание обнаруженных мин.
5.Первый сапер. Отвечает за состояние миноискателей, вне машины осуществляет работу с миноискателями ИМП и РВМ-2. осуществляет подготовку и выполнение взрывных работ.
6. Второй сапер. Работает с прибором измерения расстояний (ДСТ-451) и прибором инженерной разведки ПИР.

Фото ИРМ



ИРМ - Инженерная Разведывательная МашинаИРМ - Инженерная Разведывательная МашинаИРМ - Инженерная Разведывательная Машина